Криптовалюты имеют много параллелей с кризисом субстандартной ипотеки конца 2000-х годов, который привел к одной из величайших экономических катастроф.
Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике утверждает, что криптовалютный рынок похож на кризис субстандартной ипотеки, который спровоцировал Великую рецессию 8го года.
Кругман — американский экономист, получивший в 2008 году Нобелевскую премию по экономическим наукам за работу над «Новой теорией торговли» и «Новой экономической географией». Он был профессором экономики в таких известных учебных заведениях, как Массачусетский технологический институт, Принстон и Лондонская школа экономики.
Пол Кругман утверждает:
Я вижу параллели с кризисом субстандартного кредитования 2000-х годов. Нет, криптовалюты не угрожают финансовой системе — их количество недостаточно велико для этого. Но появляется все больше доказательств того, что риски криптовалют непропорционально высоки.
Криптовалюты подходят для наименее искушенных инвесторов
Кругман считает, что криптовалюты идут по тому же пути, что и сектор субстандартного ипотечного кредитования — усложняя базовые продукты для наименее искушенных инвесторов, которые не могут понять, насколько велик риск, на который они идут.
В 2000-х годах финансовый рынок США находился на пике своего расцвета. Это привело к тому, что банки стали более безрассудными и выдавали кредиты субстандартным заемщикам, или клиентам с низкой кредитоспособностью. Это было сделано в предположении, что цены на жилье всегда будут расти, и они смогут окупить свои инвестиции.
С 1980 по 2007 год цены на жилье выросли на 130 процентов. Но пузырь лопнул, начиная с 2007 года, и последствия были катастрофическими. Кругман предупреждает об аналогичном явлении с криптовалютами. Он считает, что криптовалютный пузырь лопнет, и многие останутся с ничего не стоящими токенами.
Криптовалюты вряд ли вызовут общий экономический кризис. Это большой мир, и даже 1,3 триллиона долларов убытков — это всего лишь около шести процентов валового внутреннего продукта США. Это на порядок меньше, чем последствия падения цен на жилье, когда лопнул жилищный пузырь.
В отличие от инвесторов в акции, которые в основном белые и имеют высшее образование, 44 процента криптоинвесторов — не белые, а 55 не имеют высшего образования. Хотя это отмечается и рассматривается как предоставление инвестиционных возможностей меньшинствам, Кругман считает, что это происходит потому, что эта группа людей не может осознать степень риска, который они на себя берут.
Кругман пишет:
Я помню дни, когда субстандартное ипотечное кредитование так же прославлялось. Оно приветствовалось как способ открыть преимущества домовладения для ранее исключенных групп. Однако оказалось, что многие заемщики не понимали, во что они ввязываются.